Бублик

 

Бублик, некоторые его называют Карабубер, предназначен для сплава по рекам высшей категории сложности.   Не имеет положительной скорости,  для маневров используется поперечное смещение, поэтому его относят к классу плотов. Благодаря пониженному центру тяжести, при перевороте всегда  возвращается в нормальное состояние. Булик изготавливается по предварительному Заказу с частичной предварительной оплатой. В стоимость не входит рама для плота.

Основные технические данные

Длина      м.                                          Зависит от рамы. Обычно от 4,5 до 5,5 м.

Ширина  м.                                           2,8

Ширина балона по палубе м.              1,3

Высота палубы   м.                               0,5

Высота общая   м.                                2,6

Диаметр верхней части баллона   м . 0,8

Диаметр нижней части баллона   м.  0,9

Объем м. куб.

Экипж  чел.                                         4 ( 2)

Вес кг.                                                  до 60

Комплектность

 

Наружная оболочка гондолы (чехол)     шт.         2

Внутренняя оболочка гондолы (баллон) шт.        4

Внутренняя оболочка для доллара  шт.                2

Ремнабор шт.                                                         1

Чехол  шт.                                                               2

Конструкция

Бублик выполнен из двух надувных вертикально расположенных тороидов, скрепленных между собой рамой. Внутри тороидов расположены долларообразные  отсеки для вещей. Все члены экипажа размещаются внутри тороидов, пристегнутые ремнями безопасности.

По конструкции тороиды двойные, имеют наружную и внутреннюю оболочки. Наружная оболочка выполнена из ткани ТЛФ, дно двойное. Внутренняя оболочка  изготавливается из воздухонепроницаемых тканей на синтетической основе с резиновым покрытием с двух сторон. Клапаны - резиновые трубки с пробкой.

История создания

 

Автор. Эриксон Лидия.

К идее создания Бублика мы, туристы водники, бывшего клуба водного туризма Томского политехнического института факультета ГРФ "Эридан" шли несколько лет.Первыми нашими средствами сплава были сначала деревянные, в последствии  камерные плоты.

В 1980 была попытка пересесть на  катамараны, но со временем опять вернулись к плотовой технике. Это было время тотального дефицита, когда купить резиновую лодку, байдарку,  списанный ЛАС или ПСН было очень сложно, и многие туристы сами делали средства сплава и, как следствие, этот период для водного туризма был примечателен большим разнообразием  конструкций и интересных решений.  В 1979г впервые увидели весельный плот на камерах на Чуе , если не ошибаюсь, это были водники из Рубцовска. Их идея  понравилась , и мы тоже решили отказаться от громоздких и трудоемких гребей.

Первый весельный плот на надувных элементах  был  сделан в 1981 году на областных сборах по водному туризму на р. Она. Он представлял из себя две гондолы , соединенные между собой по центу одной продолиной. Четыре члена экипажа сидели друг напротив друга с байдарочными веслами. Позже отказались от байдарочных весел и центральной продолины, заменив ее двумя по краям.


Наш Первый Валет. !982 г. Соревнования на Чуе. Экипаж: Эриксон К. Кутилов М.

На подобной конструкции, только двухместной, мы выступали на соревнованиях на Чуе в 1982 году. Поскольку члены экипажа сидели лицом друг у другу подобно фигурам в колоде карт, данную конструкцию на соревнованиях прозвали Вальтом.

На тех же соревнованиях в 1984 году мы добавили противопереворотные гондолы, и при габаритных размерах судна 1,6 м. на 2,6 м. у нас даже не было намека на переворот при довольно большой воде. В 1986 сделали уплощенное дно, чтоб судно мягче встречало волну, а чтоб противопереворотная гондола не болталась при низком давлении, заменили ее "ушами". Это судно получило название "Непроливашка" или "Диван" Остойчивость была настолько высока, что мы доверяя этой конструкции, позволили пройти порог Бегемот на Чуе в 1986 г. (опять же на соревнованиях) женскому экипажу. Тогда это было редкостью.

 

До Бублика один шаг. Китой.

Экипаж: Герасимов В., Крамаренко А., Сабельфельд А., Дмитриев И.

Фото из журнала "Ветер странствий" с такой надписью "Фантазии наших  самодельщиков   поистине нет предела". На международных соревнованиях 1989 год. Первый спуск на воду. Слева от Бублика маленькая двоечка «Непроливашка», на которой шел женский экипаж.

Идея сделать полностью не переворачиваемое судно не оригинальна, на морских судах она используется давно. И как воплотить ее в жизнь на горной реке прорисовывалась уже в 1984г, но все как-то не хватало времени, а главное материалов. В 1987 году на семинаре по ТВТ в Новосибирске мы впервые показали водникам рисунки Бублика, вызвав тем самым всеобщее удивление и смех.

И только в 1989г к международным соревнованиям мы все таки  материализовали свою давнюю мечту. Там так же не серьезно отнеслись к нашей конструкции. Когда мы впервые спустили Бублик на воду, все посчитали, что это просто шоу. Единственным человеком по достоинству оценившим наши усилия был Александр Провоторов. Он после соревнований планировал первопрохождение Чульчи на Алтае. Он предложил нам продать Бублик. Но мы в те годы социализма, когда с таким трудом доставали ткани, даже и представить себе не могли, что мы можем что то продать. Более того, тогда "что то" продавать было даже как то и не приличным, ибо любая продажа расценивалась как спекуляция. Поэтому мы предложили наш Бублик с нашим экипажем. Так наши ребята Кутилов М., Горбунов С.,Калинин И. стали участниками превопрохождения Чульчи, где они и оставили наш первый Бублик. Он попал в большую бочку, которая продержала его 45 минут и отпустила, только тогда, когда Бублик от нагрузки порвался (тогда он был сшит из слабой ткани "галантерейки") После этого события мы стали использовать водные парашюты.

К Бублику не однозначное отношение, одни его считают супер надежным, другие не спортивным. Нам он дорог, и  для нас в свое время, когда мы ходили в сложные походы, он был востребован, поэтому мы его и сделали. Надо сказать, что и сейчас Бублик заказывают  для прохождения сложных рек, в основном для Непальских экспедиций. Принято считать, что Бублик прощает все ошибки экипажа, и что на него можно посадить любого, это далеко не так. К сожалению, уже известны смертельные случаи при прохождении сложных участков на Бублике. Слабым местом является ремень безопасности, и каждый кто решается покорять сверхсложные маршруты на нем, должен хорошо продумать каждую деталь своей экипировки.  Нам очень хотелось бы, чтоб наш Бублик позволял Вам брать все новые вершины в ваших амбициозных планах и, чтоб у вас не было причин в нем разочаровываться. Удачи!


Ниже представлены ссылки на Интернет ресурсы о Бублике.

Этот удивительный Бублик

Бублики

Идеальный сплав - карабубер